гиде-то я читал уже про статистические аномалии... http://lib.ru/ZHURNAL/drnoise.txt
- Хорошо. Слушай дальше. Представь, что все, чем мы занимаемся - просто
крыша. Наша реальная задача - построение универсальной экспертной системы,
основанной на вероятностной аномалии.
- Пока еще непонятно.
- Ничего, просто слушай. Представь себе черно-белый экран размером 512
на 512 пикселов. - Чапаевич схватил листок бумаги и несколькими грубыми
штрихами отобразил на нем неровный прямоугольник - видимо, для наглядности.
- Я буду называть его матрицей, и сейчас ты поймешь, почему. Сколько
возможных состояний пикселов можно отобразить на таком экране?
- 2 в степени 512 в квадрате, то есть...
- Примерно 2 в степени 2 с половиной миллиона. Неважно. Даже не пытайся
это подсчитать. Даже не пытайся представить это число.
- Действительно... - Петя был поражен масштабом числа. - Но ведь это
практически бесконечность...
- Практически - да. Его хватит на подсчет всех атомов в тысячах
Вселенных. Но теоретически - это конечное число, и предел его, также
теоретически, известен. Теперь представь, что располагая бесконечным
временем, мы начнем перебирать все возможные комбинации пикселов на экране -
начиная с полной черноты до полностью закрашенного белым экрана - Чапаевич
быстро и неумело заштриховал прямоугольник.
- Мы успеем состариться и умереть гораздо раньше, - усмехнувшись,
сказал Петя.
- Запомни, времени у нас бесконечность. Просто представь себе это и не
отвлекайся. А теперь скажи мне, что мы будем видеть на экране, пока будет
происходить перебор?
- Ну... какие-то сочетания черных и белых точек... Что-то вроде шума.
Чапаевич резко развернул ноутбук дисплеем к Пете. Тот с удивлением
увидел на экране собственный портрет, нарисованный на черном фоне белыми
линиями. Портрет был набросан довольно карикатурно, но уверенно и с
несомненным сходством.
- Нравится? - сказал Чапаевич.
- Да, класс, - улыбнулся Петя. - Я и не знал, что вы...
- А теперь ответь мне, разве это не одна из комбинаций, которую мы
когда-нибудь увидим? - перебил его Чапаевич.
Петя пораженно замолчал. Только сейчас до него дошел грандиозный смысл
обсуждаемой темы.
- Ведь там буду не только я. И вы тоже...
- И Витька. И все люди, жившие, живущие и те, которые когда-либо будут
жить. Во всех возрастах, во всех местах, в каждую секунду своей жизни.
- И все животные и растения на Земле, - продолжил Петя.
- Бери шире, Петр. Любое явление, которое только можно - или нельзя -
наблюдать в этой Вселенной, мы увидим здесь. - и Чапаевич постучал пальцем
по экрану ноутбука, отчего по нему разошлись крохотные радужные круги.
Петя осознавал услышанное, а Чапаевич тем временем продолжал:
- Любое литературное произведение на любом языке. Еще не написанные
книги. Любое изобретение. Картины. Чертежи машины времени, рецепт
философского камня, уравнения антигравитации... Ну а теперь скажи, где
подвох?
- Многие вещи нельзя нарисовать на таком маленьком экране и всего двумя
цветами. - быстро ответил Петя.
- Это всего лишь пример, Петр. Мы можем взять экран любого размера с
любым количеством цветов - это для нас неважно. Так в чем подвох?
- Большая часть комбинаций все равно будет мусором. На отбор
осмысленных изображений не хватит времени.
- Времени у нас бесконечность, я же тебе сказал. Так в чем подвох?
Петя немного подумал и начал:
- Я понял. Мы получим миллиарды миллиардов чертежей, на которых будет
стоять заголовок "Машина времени", и мы получим миллиарды миллиардов
рецептов философского камня, начинающихся словами "Опустите будильник в
миску с молоком". Для того, чтобы выбрать правильный чертеж или правильный
рецепт, нам придется их проверить. Иначе говоря, попробовать миллиарды
миллиардов конструкций и комбинаций всех веществ. Это можно начать делать
хоть сейчас, не нуждаясь ни в какой матрице. Но никто не начинает, потому
что это сделать нереально.
http://lib.ru/ZHURNAL/drnoise.txt
- Хорошо. Слушай дальше. Представь, что все, чем мы занимаемся - просто
крыша. Наша реальная задача - построение универсальной экспертной системы,
основанной на вероятностной аномалии.
- Пока еще непонятно.
- Ничего, просто слушай. Представь себе черно-белый экран размером 512
на 512 пикселов. - Чапаевич схватил листок бумаги и несколькими грубыми
штрихами отобразил на нем неровный прямоугольник - видимо, для наглядности.
- Я буду называть его матрицей, и сейчас ты поймешь, почему. Сколько
возможных состояний пикселов можно отобразить на таком экране?
- 2 в степени 512 в квадрате, то есть...
- Примерно 2 в степени 2 с половиной миллиона. Неважно. Даже не пытайся
это подсчитать. Даже не пытайся представить это число.
- Действительно... - Петя был поражен масштабом числа. - Но ведь это
практически бесконечность...
- Практически - да. Его хватит на подсчет всех атомов в тысячах
Вселенных. Но теоретически - это конечное число, и предел его, также
теоретически, известен. Теперь представь, что располагая бесконечным
временем, мы начнем перебирать все возможные комбинации пикселов на экране -
начиная с полной черноты до полностью закрашенного белым экрана - Чапаевич
быстро и неумело заштриховал прямоугольник.
- Мы успеем состариться и умереть гораздо раньше, - усмехнувшись,
сказал Петя.
- Запомни, времени у нас бесконечность. Просто представь себе это и не
отвлекайся. А теперь скажи мне, что мы будем видеть на экране, пока будет
происходить перебор?
- Ну... какие-то сочетания черных и белых точек... Что-то вроде шума.
Чапаевич резко развернул ноутбук дисплеем к Пете. Тот с удивлением
увидел на экране собственный портрет, нарисованный на черном фоне белыми
линиями. Портрет был набросан довольно карикатурно, но уверенно и с
несомненным сходством.
- Нравится? - сказал Чапаевич.
- Да, класс, - улыбнулся Петя. - Я и не знал, что вы...
- А теперь ответь мне, разве это не одна из комбинаций, которую мы
когда-нибудь увидим? - перебил его Чапаевич.
Петя пораженно замолчал. Только сейчас до него дошел грандиозный смысл
обсуждаемой темы.
- Ведь там буду не только я. И вы тоже...
- И Витька. И все люди, жившие, живущие и те, которые когда-либо будут
жить. Во всех возрастах, во всех местах, в каждую секунду своей жизни.
- И все животные и растения на Земле, - продолжил Петя.
- Бери шире, Петр. Любое явление, которое только можно - или нельзя -
наблюдать в этой Вселенной, мы увидим здесь. - и Чапаевич постучал пальцем
по экрану ноутбука, отчего по нему разошлись крохотные радужные круги.
Петя осознавал услышанное, а Чапаевич тем временем продолжал:
- Любое литературное произведение на любом языке. Еще не написанные
книги. Любое изобретение. Картины. Чертежи машины времени, рецепт
философского камня, уравнения антигравитации... Ну а теперь скажи, где
подвох?
- Многие вещи нельзя нарисовать на таком маленьком экране и всего двумя
цветами. - быстро ответил Петя.
- Это всего лишь пример, Петр. Мы можем взять экран любого размера с
любым количеством цветов - это для нас неважно. Так в чем подвох?
- Большая часть комбинаций все равно будет мусором. На отбор
осмысленных изображений не хватит времени.
- Времени у нас бесконечность, я же тебе сказал. Так в чем подвох?
Петя немного подумал и начал:
- Я понял. Мы получим миллиарды миллиардов чертежей, на которых будет
стоять заголовок "Машина времени", и мы получим миллиарды миллиардов
рецептов философского камня, начинающихся словами "Опустите будильник в
миску с молоком". Для того, чтобы выбрать правильный чертеж или правильный
рецепт, нам придется их проверить. Иначе говоря, попробовать миллиарды
миллиардов конструкций и комбинаций всех веществ. Это можно начать делать
хоть сейчас, не нуждаясь ни в какой матрице. Но никто не начинает, потому
что это сделать нереально.